Третья международная конференция по когнитивной науке, Москва, 20-26.06.2008
Лера Бородитски, Стенфорд, США
Думают
ли люди, говорящие на разных языках, одинаково? Влияет ли на наше
мышление изучение иностранных языков? И как люди думают, говоря на
разных языках? Лера Бородитски расскажет о серии исследований,
демонстрирующих, как язык, на котором мы говорим, формирует то, как мы
воспринимаем мир, приобретаем новый опыт, думаем и т.д.В своей лекции Джеральд Эдельман расскажет о нейронных процессах,
которые связывают с феноменами сознания, а также о попытках
моделирования процессов селекции.
В первой части своей лекции Б.М.Величковский делает обзор
существующих представлений о природе когнитивных систем. Далее
Б.М.Величковский вводит понятие вертикального измерения когнитивной
организации и обосновывает необходимость комбинации поведенческих и
нейрокогнитивных методов исследования.
В своей лекции Рассел С. Томлин расскажет о грамматике языка, и о
том, как различия в грамматике разных языков могут влиять на наши
представления о времени и пространстве, на восприятие зрительных событий
и др.
Вопрос о том, как люди адаптируются к меняющимся обстоятельствам,
остается центральной проблемой. Нобелевский лауреат Даниел Канеман
рассказывает об исследованиях адаптации к состоянию здоровья, "восточном
парадоксе", различиях в удовлетворенности жизнью, качестве
эмоционального опыта, ценностях и проблемах людей, живущих в разных
странах мира.
Внимание - это инструмент для адаптации того, что мы видим, нашим
текущим потребностям. Оно может быть сфокусировано на одном объекте, а
может быть распределено на целое множество объектов. Данный доклад Энн
Трисман посвящен последним исследованиям в области внимания, в которых
сопоставляются широкий и узкий фокус внимания при восприятии комплексных
сцен.
Третья международная конференция по когнитивной науке, Москва, 20-26.06.2008.
Стелла
Восниаду утверждает, что существующие теории научения сталкиваются со
сложностями в объяснении определенных феноменов, связанных с трудностями
при обучении школьников. Она предлагает новый теоретический подход,
основанный на когнитивных исследованиях развития, который может
объяснить данные феномены, и оперирует понятием концептуального
изменения.
Майкл Томаселло (Германия) рассказывает о том, как человеческие
особенности формируются в ходе раннего онтогенеза. Другие приматы тоже
способны к пониманию важных аспектов целенаправленных действий других,
однако совсем не способны включаться в совместную деятельность,
требующую сотрудничества, общих целей, и в целом, того, что связано с
культурой.
Третья международная конференция по когнитивной науке, Москва, 20-26.06.2008.
Вопрос
о том, как контролируются когнитивные процессы и целенаправленные
действия долгое время оставался вне поля рассмотрения мэйнстрима
когнитивной науки. В последние годы положение резко изменилось. Томас
Гошке в своей лекции расскажет об исследованиях когнитивного контроля в
экспериментальной психологии и когнитивной нейронауке.
Как мы принимаем решение о том, что правильно, а что нет, с точки зрения
морали? Исторически сложились две точки зрения на этот вопрос:
рационализм и интуитивизм. В своей лекции Марк Хаузер проводит паралель с
языком, чтобы показать, что человек обладает универсальной грамматикой
морали и может выдвигать интуитивные суждения о поступках людей. Он
расскажет особственных исследованиях моральных суждений людей.